МЕДИЦИНСКИЕ СТАТЬИ
Медицинские статьи по физиологии питания и санитарии
Гигиена и санитария Физиология питания О здоровье Спорт здоровые зубы и десны комплекс витаминов. Здоровая пища деминерализация

Особенности питания детей школьного возраста

Физиологические особенности детей школьного возраста характеризуются интенсивностью роста, напряженностью процессов обмена, половым развитием, увеличением энергетических затрат и формированием типа нервной деятельности. Для этого периода характерно увеличение умственной и физической нагрузки в связи с сочетанием учебных занятий в школе и дома.

Институт питания АМН разработал меню для детей школьного возраста, особое внимание было уделено организации школьных завтраков, а также питанию детей в условиях продленного дня. Установлено, что умственное напряжение и физическая подвижность детей в школе (4—6 ч) сопровождаются тратой энергии, равной в среднем 600 ккал. Для покрытия энергетических затрат дети младшего школьного возраста (7—9 лет) должны получать в школе горячий или молочный завтрак калорийностью не менее 500 ккал, школьники старших классов — 600—700 ккал, т. е. 20—25% общей суточной калорийности рациона.

Дети, находящиеся в школе 8—10 ч, т. е. на продленном дне, помимо горячего завтрака должны быть обеспечены и обедом. Пищевой рацион такого ребенка в школе должен составлять 50—70%.

Кроме того, для обеспечения оптимальной работоспособности и нормального развития организма школьников рекомендуется ежедневно включать в рацион не менее 500 мл цельного молока и жидких кисло-молочных продуктов. Замену этих продуктов возможно допускать в виде исключения, причем только творогом или сыром.

Режим питания детей и подростков. Режим питания имеет большое значение для правильного роста и развития детей, для профилактики заболеваний пищеварительного тракта. Наибольшее число приемов пищи рекомендуется для детей 1-го года жизни — 5—6 раз. Для детей от года до полутора — пятиразовое питание. Более старшим детям рекомендуется четырехразовое питание. Для детей школьного возраста распределение пищи по калорийности и время ее приема в течение дня зависят от смены, в которую они занимаются. Так, для школьников, занимающихся в первую смену, наиболее целесообразным является следующий режим питания: первый завтрак (дома в 7.30—8 ч) — 25% суточной калорийности, второй завтрак (в школе на второй или третьей перемене) —20% калорийности, обед (дома в 15—16 ч) — 35—40% калорийности и ужин в 19 ч 30 мин — 20—25%. Иной режим у школьников, обучающихся во вторую смену. Завтрак и обед они получают дома (соответственно 20 и 35% суточной калорийности), третий прием пищи (в школе) —20% суточной калорийности, ужин (дома в 19 ч 30 мин) — 25% дневной калорийности. Наиболее оптимальным является режим питания по первому варианту.

Практическое задание по составлению суточного пищевого рациона для детей и подростков. После ознакомления с особенностями питания детей и подростков учащиеся выполняют практическую работу. Вначале они составляют меню в соответствии с рекомендациями для данной возрастной группы, затем проводят теоретический расчет и определяют химический состав суточного пищевого рациона (по аналогии практического задания для взрослых определенной группы интенсивности труда). Кроме того, учащиеся рассчитывают содержание в каждом продукте, в каждом приеме пищи и в рационе в целом витаминов С, A, B1 и минеральных веществ Са, Р, Fe.

При составлении меню для детей и подростков необходимо учитывать содержание в нем определенного количества молока. Так, например, в возрасте от 1 года до 1,5—600—700 мл, а после 1,5 лет и старше — 500 мл. В суточную норму молока можно включить кефир, ряженку, творог, сыр. Эти продукты улучшают пищеварение и являются хорошими источниками белка, солей кальция и фосфора.

В питании детей используется преимущественно сливочное масло, растительные масла — только в натуральном виде. Тугоплавкие жиры в питании детей применять не рекомендуется.

Заключение по пищевому рациону для детей и подростков составляется аналогично заключению по рациону для взрослых, но дополнительно сравнивается суточное содержание витаминов и минеральных веществ с физиологическими нормами и учитывается соотношение кальция и фосфора.

Перепечать запрещена
Яндекс.Метрика