МЕДИЦИНСКИЕ СТАТЬИ
Медицинские статьи по физиологии питания и санитарии
Гигиена и санитария Физиология питания О здоровье Спорт здоровые зубы и десны комплекс витаминов. Здоровая пища деминерализация

Однако успех умственных занятий решает не только положительное эмоциональное отношение к ним

Особенность нашей жизни состоит в том, что все больше советских людей приобщается к умственному труду. Коллективизм, содружество ученых с практиками — все это расширяет применение умственного труда. Естественно, что в таких условиях растет роль гигиены умственного труда, рассматривающей с медицинской точки зрения вопросы разумной организации процесса работы, отдыха, питания, быта. Первая задача каждого занимающегося умственным трудом — правильно организовать работу, трудиться с максимальной производительностью при минимальной затрате энергии. Известно, что не все умеют экономно и с пользой применить свои силы. А пока человек не научится работать производительно, он, естественно, вынужден затрачивать гораздо больше времени и энергии на выполнение того дела, которое легко и быстро спорится у умелых людей. Наукой давно установлено, что производительность всякого труда, и особенно умственного, в огромной степени зависит от психических факторов — сознания, воли, уверенности в своих силах, интереса к делу. Человек легче выполняет всякую работу, в том числе и умственную, если он заинтересован в ней и твердо решил довести ее до конца. Положительное отношение к труду способствует хорошей работе головного мозга. Великий русский физиолог И. П. Павлов подчеркивал, что эмоциональный подъем — душевное состояние человека — резко повышает работоспособность. Радостный труд, говорил он, служит источником физического и морального здоровья. Когда работа захватывает, увлекает, человек не чувствует усталости.

Однако успех умственных занятий решает не только положительное эмоциональное отношение к ним, но и правильная организация труда. Наука и практика показывают, что для достижения высокой умственной работоспособности необходимо соблюдать известные требования и условия. Прежде всего, нужно научиться правильно, сообразно своим силам, знаниям, опыту, планировать умственный труд. Вначале нагрузку следует увеличивать постепенно, тренируя и тем самым подготавливая мозг для все возрастающего количества работы. Планирование, правильное распределение нагрузки особенно важно для тех, кто еще не имеет достаточных навыков и умения заниматься умственным трудом. Такие люди нуждаются в квалифицированной помощи, их необходимо заинтересовывать предметом занятий или учебы, развивать любовь к учению и совершенствованию знаний. Умственный труд, особенно учебу, творческую работу, надо распределять так, чтобы в течение недели, месяца и, по возможности, рабочего (или учебного) года можно было заниматься почти ежедневно и равномерно. Причем необходимо учитывать сложность и трудность предстоящей работы. Никогда не следует жалеть время на планирование умственного труда. Затраченное время полностью вознаграждается.

Высоким искусством правильно распределять свое время особенно отличался В. И. Ленин. В своих воспоминаниях о Ленине В. Д. Бонч-Бруевич замечает, что не только дни и недели у него были расчленены для тех или других отраслей политической работы, но и на каждый день он имел точный план. Владимир Ильич редко изменял его. Такой же точности придерживался Ленин и во время организации и проведения заседаний, совещаний, различного рода занятий, консультаций и т. п. Н. А. Семашко писал о Ленине, что «точность в распределении времени у него была изумительна. Приемы начинались с точностью до нескольких минут. Всякое опоздание посетителей вызывало у него строгое замечание. Так же точен он был в качестве руководителя заседаний. Он неизменно требовал, чтобы речи были кратки и содержательны, предложения точны и отчетливы. Сколько просьб обращалось к нему со стороны ораторов о продлении времени речи, о продолжении дискуссии и т. д. Лишь в самых исключительных случаях, когда вопрос требовал особенно детального обсуждения, он разрешал продление сроков, в большинстве же случаев был неумолим, — размазывание и повторения вызывали у него применение гильотинирования речей».
Перепечать запрещена
Яндекс.Метрика